Edutainment!

В 2000 году в РГГУ был создан Институт новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТ), внедряющий новейшие технологии в учебный процесс. Ольга Базарова побеседовала с директором ИНОТ – Сергеем Викторовичем Кувшиновым.

Сергей Викторович, что же такое сегодня ИНОТ?

ImageЭто учебно-научное подразделение нашего университета, которое, c одной стороны, занимается целым комплексом научных проблем, связанных с внедрением в учебный процесс новейших АВ-технологий, изучением того влияния, которое они оказывают на психофизическое здоровье студентов, и с другой стороны – обеспечением учебного процесса всего РГГУ hi-tech инструментами эффективного обучения. Мы построили комплекс многофункциональных мультимедийных лабораторий и аудиторий, где преподаватели и студенты успешно используют технологические новинки в решении творческих задач креативного учебного процесса, сюда относятся новейшее аудиовизуальное, компьютерное, проекционное и интерактивное оборудование и программное обеспечение.

Что принципиально нового могут дать аудиовизуальные технологии образованию?

Сегодняшние медиатехнологии заставляют и преподавателя и студента перейти на другой язык коммуникаций. Можно говорить на русском языке, на каком-нибудь иностранном, а есть еще и язык АВ-коммуникаций. Это новый язык, который воспринимается легко, но у него свои “правила орфографии”. Современным студентам уже требуется, чтобы знания по многим дисциплинам, даже специальным, были поданы на “новом языке”, на медийном уровне. Так усваивать легче и понять быстрее. Например, преподавателю надо рассказывать о фракталах. Фрактал – это такая неравномерная форма или поверхность, получаемая в результате процедуры повторяющегося деления, широко использующаяся, например для моделирования различного рода процессов: биологических, географических, связанных с изменением исходного состояния . Это достаточно сложная для восприятия вещь. Можно достаточно долго это объяснять словами, показывать на пальцах, делать скетчи на доске. Но достаточно десяти секунд, чтобы увидеть, как “растет” фрактал – и сразу становится понятно, что это такое. Таким образом, для “погружения” в предмет использование аудиовизуальных и интерактивных технологий становится просто необходимым. Учебные планы занятий расписаны точно по времени, но с помощью нового инструмента – high-tech’а и АВ-технологий возможно не столько увеличить объем образовательной информации, сколько при том же самом фиксированном времени “заглубиться” в материал, лучше понять его. К тому же остается эмоциональный след. Одно дело информацию получить, другое – творчески переработать и тут же применить! Важно ведь, чтобы студенты смогли успеть обсудить то, что они узнали.
ImageИнтерактивное обучение не дает возможности отоспаться на занятиях: от всех участников процесса требуется больше ответственности и больше творчества.
Аудиовизуальные технологии дают возможность вплотную подойти к смене парадигмы образования. Сменить стиль и подачу знаний. Уйти от традиционных вековых форм обучения и прийти к новым. Изменить учебный процесс “изнутри”. Сейчас появился новый термин – edutainment – получение знаний с помощью вот таких АВ-инструментов и технологий. Учебный процесс превращается в событие, активное участие, действо для студента, своеобразный “экшн”.
За полтора часа можно посмотреть фильм – и выйти из зала потрясенным. Так же и здесь: учебный процесс должен быть событием, медиатеатром, причем не одного актера (преподавателя), – все участвуют в этой постановке. Это и есть edutainment, а АВ-технологии – эффективно продвигают его.

А что инАВационного сейчас в области технологий в образовании?

Сегодня есть идеи, некие “фишки”, которые новы для образования и пока широко не обсуждаются.
Во-первых, это использование многоканального звука 5.1 и 7.1. Почему-то считается, что объемный хороший звук – это удел только домашних театров, и для многих непонятно, зачем он нужен в аудиториях. Обычно довольствуются колонками от компьютера, которые повернуты к преподавателю. У нас же шесть аудиторий, где есть многоканальный звук, причем первая из них была открыта еще в 1999 году. Новая культура звука в образовании дает и некое новое качество.
ImageВторая “фишка” – это использование широкоформатных 16:9 экранов, проекторов, плазменных панелей. 16:9 – это, конечно же, образовательный формат – именно здесь необходима информационная емкость, многоэкранность (выведение на экран изображений от нескольких источников). Кроме того, на экране формата 4:3 “съедаются” поля, и тот, кто смотрит сюжет на экране 16:9, увидит развитие событий на несколько долей секунды раньше, а значит, и восприятие будет сильнее и глубже. Еще важный момент – большая интерактивная поверхность 16:9 позволяет вовлечь в работу несколько человек, и на доске уже могут рисовать двое, трое студентов, а не один, как при формате 4:3, а это очень важно.
Третье направление – это использование форматов HD и Blu-ray-дисков. Это оптические диски с большой информационной емкостью. Я сам начиню каждое занятие курса по истории науки и техники с пятиминутного аудиовизуального погружения, затем интерактивная “медиалекция”, и заканчивается опять сюжетом. Одновременно идет 5‑канальный звук, видео, тут же образы Древнего Египта или строительные механизмы эпохи Возрождения. Полтора часа интеллектуального аудиовизуального погружения, но весь медиаконтент достойного качества необходим на одном(!) диске, иначе требуется несколько ассистентов.
И наконец, 3D и виртуальная реальность, которые изначально призваны решать проблемы восприятия сложных объектов и процессов в пространстве.
Вот эти четыре технологические “новинки”, которые сегодня в образовании встречаются еще редко.

Вы говорите только о российском образовании?

Я не уверен, что в Европе дела обстоят как-то принципиально по-другому. Но понимание того, что нас ждет завтра, о чем и как мы будем говорить со студентами, необходимо ясно понимать сегодня. Это тема для ИнАВации.

Как же эти технологии воплощены в РГГУ?

У нас есть уникальные аудитории, которые оборудованы как раз для нового образовательного процесса. Сейчас их 23. И они совершенно разные, неповторяющиеся. Они были созданы под разные цели и задачи, под разные типы аудиовизуальной работы.
Например, совершенно необычна аудитория “Визионариум”, созданная специально для студентов нашего института масс-медиа. Во-первых, здесь используются технологии Wi-Fi в беспроводных видеопроекторах серии NTE компании Panasonic. Студенты-журналисты готовят видеозарисовки на своих ноутбуках – и здесь же их показывают. И все это идет без потери времени на “перетыкание” кабелей: 16 студентов одновременно могут вывести на экран свои медиапроекты.
ImageКонечно, тут очень важен момент восприятия: кристально чистая картинка большого размера, многоканальный звук, – все это создает ощущение погружения в медиаобразовательную среду.
Для преподавателя установлена мобильная интерактивная кафедра, в которой размещен экран Sympodium, многоканальный усилитель, мультизонный DVD- плеер, мультисистемный видеомагнитофон, системный блок компьютера с гироскопической мышью. Еще одна особенность этого класса – инфракрасные камеры, которые позволяют преподавателю и студентам, используя специальные интерактивные медиауказки, одновременно управлять несколькими объектами на экране. Даже если этих объектов более двадцати! Это интерактивный класс будущего, и аналогов ему нет – по крайней мере в России.
В другой нашей аудитории установлен самый последний вариант интерактивный доски – это SMART Board 660i. Это – экран, и в то же время интерактивная доска. Встроенный проектор, в отличие от подвесного, дает возможность работать практически без тени. Если же он выключен, можно работать обыкновенным маркером, а не электронным, и все записи будут протоколироваться в файл. Наша задача – исследовать новые технологии для возможно более эффективного их применения в учебном процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Сергей Викторович, а что Вы можете сказать о так называемом “интеллектуальном просмотре”?


В одном из наших классов на рабочих местах студентов установлены мониторы, подключенные через разветвители к компьютеру преподавателя, и преподаватель может “управлять просмотром” видеосюжета, который демонстрируется на большом экране. На мониторы студентов выводится дополнительный материал, например информация о предмете просмотра, библиография или вопросы на которые следует обратить внимание.
Вообще в образовании потребность в DVD-технологиях очень и очень велика: такие функции, как субтитрирование на 32 языках, 8‑языковое звуковое сопровождение. Кроме того, есть возможность реализовать и еще целый ряд замечательных функций.

Например, каких?

Конечно, это интерактивный просмотр. Вы смотрите образовательный игровой видеосюжет. Например, действие происходит на археологической площадке. Сцена: археолог натыкается на закрытую дверь, внизу экрана у вас появляется возможность во всплывающем меню выбрать сцену. Выбирая, например, цифру “1”, герой сюжета находит ложную дверь храма, в другом случае он открывает проход, и начинается новое развитие сюжета. Сюжет начинает ветвиться! И невозможно предугадать, чем закончится этот фильм, потому что не будет двух одинаковых мнений о его просмотре.
ImageСледующий важный момент – функция Multi Angle.
Имеется в виду съемка одного и того же события несколькими камерами под разными углами с возможностью выбора камеры для просмотра. Необходимо отметить, что для студентов творческих специальностей это особенно важно и интересно.
Как выглядят архитектурные памятники из космоса? Как микеланджеловский Давид, смотрит на посетителей Академии? Кого видит роденовский Мыслитель? А куда смотрит Мона Лиза? И студенты могут посмотреть на посетителей их глазами.

Тут ведь возникает вопрос подготовки образовательного контента. Что в этом направлении делает РГГУ?


Мы уже давно начали готовить собственный образовательный контент. Несколько лет подряд на международной книжной ярмарке во Франкфурте мы демонстрируем свои мультимедиа образовательные проекты. Среди них DVD-диски с видеомемуарами наших известных современников: В. В. Иванова, коллекционера советского андеграунда Л. П. Талочкина, культуролога Г. С. Кнабе. Эти замечальные диски созданы в центре визуальной антропологии и эгоистории РГГУ под руководством профессора Н. И. Басовской.

Получается, что в РГГУ накоплен большой опыт использования новых технологий в образовании?


Да, верно, у нас есть множество новых идей, которыми мы готовы делиться с вузами-партнерами, со школами. Например, в школе № 1518, не без нашей помощи компанией Polymedia создана студия интерактивного искусства Digital smart art. В студии висит интерактивная доска Smart board 690 формата 16:9, проектор Mitsubishi HD 4000, установлена система многоканального звука 5.1. Это пример интеграции в обучение современных технических средств со средствами искусства.
Связь творческого и образовательного процессов с компьютерными и аудиовизуальными технологиями позволяет не просто сделать обучение наглядными, но и расширить эти понятия, достичь максимально эффективного диалога между учеником и учителем.
В лицее № 1550 совместно с Polymedia и Panasonic мы участвовали в реализации еще одного необычного проекта, построенного на интерактивных беспроводных технологиях – создании класса-лаборатории когнитивных интерактивных презентаций. Здесь была выполнена инсталляция проектора PT-FW100NT, в котором реализованы последние технологические достижения, очень важные для образовательных учреждений: воздушный фильтр с автоматической перемоткой, новая система управления лампой, двукратный трансфокатор, сдвиг объектива, а также встроенная поддержка беспроводной локальной сети. Проектор обеспечил возможность получать четкое и яркое изображение в незатемненном помещении класса в течение длительного периода времени. Он работает совместно с интерактивной доской Smart Board 660, акустической системой и видеоконференцией. Кроме того, класс оснащен так называемой мобильной тележкой: преподаватель привозит тележку с ноутбуками, дети открывают ноутбуки, все соединяются между собой и с интерактивной доской по беспроводной сети. Для работы в таком классе был разработан специальный учебно-методический комплекс, возник даже новый жанр учебных материалов – смарт-конспект учащегося. Дети в восторге от такого занятия. АВ технологии в этом проекте привели даже к необходимости использования необычной учебной мебели – столов-трансформеров, т.е. пространство класса может быть настроено на конкретную учебную работу.

А как приживаются все эти новые методики обучения у преподавателей и учителей? Можем ли мы говорить о том, что есть неприятие?

Конечно, недопонимание роли новейших АВ-решений существует. Но раньше оно было открытым,– а зачем, мол, это надо, какой от этого эффект, а сегодня преподавательский состав смирился и понял: или ты в контексте всего нового, или – на “обочине” этого практически безальтернативного пути развития образовательных технологий. Интересно, что некоторые преподаватели учатся охотно, но потом не используют новые возможности. Им нужно время, чтобы постепенно привыкнуть к обилию умной техники. Для адаптации учебных материалов к медиасреде и создания новых нужно время.
Аура high tech’а и аудиовизуального окружения сильно воздействует – даже одно только нахождение преподавателя в современной аудитории дает возможность почувствовать себя причастным к процессу.
Сегодня нужно научиться общаться” на новом АВ-языке, понять его эстетику и силу воздей-ствия. Наши студенты не просто живут в этом мире интерактивных мультимедийных технологий – они творят в нем. Результаты этого можно увидеть на “Рождественском биеннале” – ежегодном декабрьском фестивале мультимедийных интерактивных инсталляций студентов нашего университета и других вузов Москвы, проходящем в большом музейном зале учебно-художественного музея имени И. В. Цветаева в РГГУ.

Подробнее:

http://inot.rsuh.ru

 

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика