ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ МАССИВОВ
linn_masss.jpg
С появлением в Москве Дома прокатчика появилась возможность в спокойной обстановке прослушать и протестировать различное звукоусилительное оборудование. На тестировании систем звукоусиления побывал Анатолий Вейценфельд.
 
Не так часто выпадает возможность протестировать звукоусилительное оборудование, прослушать его звучание в реальных условиях, сравнить между собой разные бренды и модели. Теперь, с появлением в Москве Дома прокатчика такая возможность появилась, и вот нас пригласили на первое испытание линейных массивов. Зал Дома прокатчика представляет собой заводской цех, стены которого завешены акустической тканью, что позволило несколько уменьшить отражения и резонансы. Поэтому он теперь вполне пригоден для прослушивания в условиях, напоминающих реальную акустику залов клубов, ДК и т.п.
 
Алексей Алесковский, Содружество прокатчиков: «Данное мероприятие получилось почти случайно. Приехал прокатчик из Рязани Николай Павлов, перед которым стоит задача приобрести новую акустику, и он хотел бы сравнить и послушать несколько разных комплектов. Мы решили помочь и созвать кого можно. Речь шла о чисто субъективной оценке: “понравилось — не понравилось”. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы пришло больше людей. Мнения у людей разные, кому больше понравилось одно, кому другое. Но главное — мы собрались и послушали, и это было полезно».
 
Николай Павлов: «Бывая на музыкальных выставках, я всегда хотел послушать разные модели в сравнении, но спокойно и не спеша, в одинаковых условиях. В шоурумах разных компаний каждый представляет свой товар в наиболее выгодном свете. А в реальных условиях площадок все это звучало совсем не так. Кто виноват: персонал, музыканты, звукорежиссер, системный инженер — понять невозможно. С тех пор моей мечтой стало — сравнить всю акустику в одинаковых условиях, тем более что на Западе так и делают, арендуя залы для прослушивания. И вот здесь состоялась первая пробная реализация этой мечты, и большое спасибо Клубу прокатчиков за организацию тестирования».
 
lin_mass.jpg
К тестированию планировались малые комплекты, предназначенные для озвучивания закрытых аудиторий среднего объема, условно — залов-«тысячников». Приглашено было довольно много экспонентов, первоначально откликнулись многие, но в итоге, к сожалению, участвовали не все, и на суд гостей мероприятия предстали 7 «конкурсантов»: L-Acoustics, DAS Audio, dB Technologies, ProTone, Lorrenz (ранее известного как Sound Industry), Universal Acoustics, Meta. Конечно, это далеко не всё, что присутствует на рынке в классе малых/средних массивов, но для сравнения достаточно. Как видно из списка, первые три бренда — известные европейские производители разных ценовых категорий, от высшей до нижней, а остальные — российская продукция из Красноярска, Екатеринбурга и Москвы.
 
Сравнить отечественную технику с зарубежной всегда интересно, а сразу несколько — особенно познавательно. Поскольку организаторы тестирования не ставили перед экспонентами жестких требований, то предоставленные комплекты были довольно разношерстными по составу и не всегда соответствовали принятым и рекомендуемым сочетаниям ВЧ/СЧ- и НЧ-компонентов: если DAS Audio и dB Technologies были классическими по пропорциям: 4 широкополосных кабинета на 2 субвуфера, то комплект L-Acoustics состоял из 3 кабинетов при 4(!) субах. Комплект ProTone включал 3 ШП-кабинета и 2 суба, Universal Acoustics — 4 кабинета и 4 субвуфера (правда, одинарных, в то время как НЧ-система DAS Audio — двойная).
 
linn_mass3.jpg
Комплект Lorrenz состоял из 4 широкополосных кабинетов и 2 двойных субвуферов, а прототипный комплект Meta — из 3 кабинетов и 4 субов. Что касается настройки систем, то единого системного инженера на прослушивании не было. Каждый экспонент сам настраивал свою систему — как хотел и умел. Источник (CD-плеер) был подключен к консоли Midas, с матричных выходов которой сигнал подавался на разные акустические комплекты. Уровни на выходе консоли были одинаковыми, а дальше звучание уже зависело от того, как систему настроили те, кто ее представлял на мероприятии. Надо признать, это отразилось и на звучании и на результатах тестирования. Собственно методика прослушивания была, как уже указано, свободной, исключительно по принципу «нравится – не нравится». Никаких протоколов, таблиц параметров и прочих привычных атрибутов стандартных методов оценки качества звучания. Фонограммы воспроизводились поочередно на каждой системе, но по просьбе слушающего переключение можно было задержать или включить системы произвольно для сравнения той или иной пары. С самими фонограммами дело обстояло тоже не очень строго — кто-то заводил тяжелую музыку, что хорошо показывало мощь на краях диапазона, но не давало возможности судить о натуральности и сбалансированности звучания. Поэтому к рок-записям был добавлен джазовый биг-бенд Уинтона Марсалиса, акустический гитарный «джаз-мануш», Пол Маккартни в акустическом «джазовом» альбоме, блюз Би Би Кинга и оперный тенор Хосе Каррерас, поющий в стиле кроссовер с оркестром. Жанровое разнообразие источников позволило оценить звучание на разной музыке с разным спектром и характером. Своими впечатлениями о звучании систем поделились приглашенные нами эксперты.
 
Александр Михлин, преподаватель кафедры звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных: «Сразу слышна кардинальная разница в звучании систем. Есть явные мировые флагманы — это аппаратура L-Acoustics, хорошо звучавшая на музыке всех жанров. У нее открытый звук на верхах, хорошая передача мелких деталей, прозрачное звучание, хотя на оперном голосе она звучала чуть резковато на верхней форманте. Но, возможно, это вопрос настройки системы под конкретную фонограмму и конкретный зал. Также понравилась система DAS Audio — у нее сбалансированное звучание — хорошие незажатые верха, прозрачный звук, плотный четкий низ, в отличие от многих других систем, у которых низа вроде бы много, но он неразборчивый, не слышно отдельных нот, какое-то общее гудение. У систем ProTone — более нейтральное и мягкое звучание, более закрытое звучание у систем Lorrenz, а у Meta и dB Technologies не хватает верха, хуже разборчивость. Но думаю, при тщательной настройке они могут показать себя лучше. Многовато высокой середины у Universal Acoustics, она звучит резковато».
 
midas.jpg
Игорь Артемков, звукорежиссер (Алена Свиридова, Константин Никольский): «В качестве критериев я выбрал музыкальность и натуральность. Одни системы звучат более реалистично, натурален голос, слышны все инструменты, другие звучат более кашеобразно, пропадают отдельные инструменты. Мне понравилась система Universal Acoustics, у нее хорошо разделены высокая середина с верхом и низы. На почти всех фонограммах, от джаза до рока, мне этот аппарат из «небрендовых» понравился больше всего. Неплохо звучал ProTone, у него реалистичное звучание, не напрягали ни верха, ни низы, во всем диапазоне он работал с хорошим давлением. Что касается музыкальности звучания, по аналогии с терминами Hi-Fi — из представленных наиболее музыкально звучал L-Acoustics, но по части реалистичности он меня не вполне удовлетворил. А вот dB Technologies показал себя средненько, у него какой-то провал в середине и неинтересно звучал классический вокал. В общем, при выборе аппарата для работы надо много слушать акустику на самой разной музыке».
 
Сергей Громенко, звукорежиссер, аудиоэксперт: «Интересно, что на этом прослушивании рядом — несколько российских разработок, нечасто удается послушать их одновременно. Должен отметить, что качество российских линейных массивов меня приятно удивило. Хорошо себя показала акустика ProTone, причем день ото дня она звучала лучше, потому что ее все время подстраивали. Хорошо, что наш производитель старается выпускать высококачественный аппарат и серьезно подходить к его разработке и настройке. Но лидером в данном прослушивании  является L-Acoustics. Приятно удивил и линейный массив DAS Audio, он очень достойно звучал рядом с более дорогим аппаратом L-Acoustics. Есть пожелания и к организации самого мероприятия — присутствует некий сумбур, особенно в подборе фонограмм, поэтому не всегда понятен результат. Мало информации о самой аппаратуре — стоит некий комплект, а что там с настройками, с пресетами, с эквалайзером и кроссовером — неизвестно. Это снижает объективность оценки. Думаю, из представленных здесь аппаратов можно выжать гораздо больше, и тогда сравнение было бы интереснее».
 
lin_mass2.jpg
Поделюсь и своими впечатлениями. Прежде всего, расстояние, на котором находились эксперты, до акустических систем было явно мало — 4–5 м, не более. Системы эти рассчитаны на большую дистанцию, и вблизи показывают совсем не ту звуковую картинку, которую выдают на расчетной дистанции (студийные звукорежиссеры прекрасно знают, что мониторы среднего и тем более дальнего поля нельзя слушать на том же расстоянии, что мониторы ближнего поля). Кроме того, реальными условиями работы у нас принято считать врубание акустики на 90–95% максимальной мощности, потому что заказчики экономят на оплате резервной мощности. К сожалению, почти вся представленная акустика на этой мощности и на слишком близком расстоянии недопустимо искажала звучание тестовых фонограмм. При снижении уровня выходной мощности до 85 дБ все начинало звучать гораздо лучше. Однако записи акустических инструментов и составов достоверно прозвучали только на L-Acoustics и DAS Audio, причем с преимуществом второго. Впрочем, звучание контрабаса везде было преувеличено до искажения тембра и утраты точности атаки, да, и удары по большому барабану почти на всех представленных комплектах были размазаны до состояния басового гула. Излишек и размытость басов снизили общее положительное впечатление от звучания ProTone. Высокие и высшие частоты хорошо отработали L-Acoustics, DAS Audio и ProTone, у них вся перкуссия, бонги, шейкеры, хай-хет и т.п. звучали отчетливо и детально, а вот у других конкурсантов они порой просто пропадали. dB Technologies после L-Acoustics звучал так, как будто у него сверху не хватает целой октавы. У Universal Acoustics очень много середины и высокой середины, доминирующих над верхним и нижним регистрами, отчего эта акустика порой звучала как радиоприемник. Lorrenz звучал очень усредненно, в его звучании ничего явно не выпирало, но разборчивость и баланс оставляют желать лучшего. Классический вокал на аппаратах Meta и dB Technologies звучал явно тусклее, с придавленной верхней певческой формантой, особенно в сравнении с L-Acoustics. В общем, тест показал тройку лидеров — L-Acoustics, DAS Audio и ProTone.
 
Теперь слово представителям компаний производителей. Никита Федюшкин, компания Angels Music: «Мы являемся представителями Lorrenz и показываем здесь новую линейку акустики. Она уже производится, но отладка характеристик, пресетов и т.п. еще производится, поэтому мы показываем ее на уровне кроссоверов, без коррекции эквалайзером. Все желающие могут подойти посмотреть, покрутить, попробовать самим настроить звук. Насчет музыкальности звучания трудно судить, потому что все системы имеют свои пресеты, позволяющие звучать тем или иным образом. К сожалению, на данном мероприятии мы не увидели большого числа желающих поработать с настройками звука. Так что опыты с управляемостью звука будем продолжать». 
 
Игорь Родовский, компания ProTone: «Мы представляем здесь наш линейный массив под названием DW123. Это масштабируемая система для озвучивания малых, средних залов и даже небольших уличных площадок. Система может включать от двух до девяти кабинетов в одном массиве, так что можно собирать универсальную систему, которая позволит озвучить как небольшой ресторанчик, так и достаточно большую уличную площадь. Система состоит из одного 12-дюймового динамика, двух 6,5-дюймовых и 3-дюймового драйвера, и имеет частотный диапазон до 80 Гц до 15 кГц. Звуковое давление в зависимости от количества кабинетов в массиве достигает 134 дБ. Система универсальна, габариты ее небольшие, вес всего 37 кг, так что работать с ней легко и приятно».
 
Важнейшей частью тестирования стали инструментальные измерения, проведенные Александром Афониным. Без них субъективные впечатления экспертов остались бы не подкрепленными объективной информацией. С измерительной станции в микшер подавался тестовый сигнал (розовый шум), а перед каждым линейным массивом был установлен на расстоянии около 3 м измерительный микрофон, откуда сигнал поступал в измерительную станцию и отображался на дисплее. Надо отметить — почти у всех систем оказались сильно задраны низы, что подтвердило слуховые впечатления экспертов. У некоторых АС обнаружились сильные подъемы на высокой середине, у других — завалы на верхах. Эти данные также вполне коррелировали со слуховыми впечатлениями при прослушивании. Александр Афонин: «Мы производили измерения АЧХ и они показали, что практически все системы имеют проблемы с настройкой, с фазировкой, — не знаю, зависит этого от конструкции или от настроек, от тех, кто этим занимался. Некоторые системы показали, например, отсутствие фазовой согласованности субвуферов с сателлитами. Так что о результатах как таковых говорить нельзя, потому что настройки систем сильно различаются. Хот я это тоже, можно сказать, результат, показывающий, что настройка системы — такая же неотъемлемая часть характера ее звучания, как и само устройство систем и их начинка».
 
experts.jpg
Подведем предварительные итоги мероприятия. Очень важно, что желающим была предоставлена возможность ознакомиться с несколькими образцами аппаратуры не в суматошной выставочной обстановке, а не спеша, в ситуации почти исследовательско-лабораторной. Это главный плюс мероприятия. Минусом, отмеченными практически всеми экспертами, явилось отсутствие выверенной настройки всех систем по единой методике, что снизило и впечатления от субъективных прослушиваний, и презентативность инструментальных замеров. В будущем следует уделить этому моменту, как и методике прослушивания в целом, наибольшее внимание. Насколько полезными такие прослушивания являются с точки зрения их главной цели — дать информацию потенциальным покупателям, — трудно сказать определенно, ведь при приобретении оборудования не всегда руководствуются только его техническими качествами и ценой, но и нередко соображениями, не имеющими отношения к инженерным вопросам.
 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика