АУДИО ДЛЯ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ
audio_for_vcs_700.png
Основные хлопоты вокруг систем видео-конференц-связи (ВКС) приходятся на долю видео, звук принято считать неважным дополнением к картинке. 
«Широко распространена проблема с захватом звука в помещениях, — рассказывает Тим Рут (Tim Root), старший технолог компании Revolabs. —Обычное дело: мы не слышим собеседника из-за того, что он отошёл от микрофона, чтобы написать что-то на доске, или потому, что он тихо говорит. Возникают и другие сложности, например, помехи из-за потока воздуха от кондиционера. В конце концов, очевидна польза простого правила: чем ближе микрофон к говорящему — тем отчётливее речь».

Те, кто следует этому правилу, выбирают незаметные, подсоединённые к передатчику микрофоны-петлички и лёгкие беспроводные наушники — небольшие, эффективные и комфортные в использовании. Однако здесь стоит учесть, что качество работы беспроводного микрофона зависит от места его расположения, и лучше обратиться к опытному звукоинженеру или АВ-технику, нежели выяснять оптимальное расположение методом проб и ошибок.

Лидирующее место в хит-параде точек для крепления микрофонов занимают потолки переговорных комнат. Г-н Рут замечает, что это не самое удачное решение: «Расположенные на потолке, микрофоны находятся близко к источникам сильного шума, например, кондиционерам. Кроме того, люди нечасто беседуют с потолком, так что в этом случае мы обычно имеем дело с отраженным звуком».

Настольные микрофоны стойко ассоциируются с конференциями международного уровня. Эксперты отзываются о них одобрительно, предупреждая, однако, что их эффективность снижается, если на том же столе есть другие предметы. Такие микрофоны отлично подойдут для собраний, где люди просто сидят за столом и беседуют, но стоящие рядом «фигуры» (лэптопы, вазы и проч.) меняют траекторию звука, мешая их работе. И да, такой микрофон должен всегда находиться перед говорящим, вне зависимости от того, в какую сторону он смотрит.

Рассматривая фундаментальные законы построения систем видео-конференц-связи, стоит обратить внимание ещё на одну деталь. Ушли в прошлое времена, когда звук сильно отставал от «картинки», когда собеседники перебивали друг друга и пользовались видео-метками (video cues), чтобы дать другому знать, когда он может говорить. С развитием технологий и сетей качество звука существенно возросло. И если в зале для видео-конференц-связи с умом разместить правильно подобранные микрофоны, добавив к этому цифровую обработку аудио и устойчивую сеть, то получится почти идеальное сочетание звука и картинки. Правда, многие ошибочно полагают, что для оснащения системы ВКС корпоративного уровня достаточно веб-камеры и программных кодеков, упуская из виду соблюдение требований к помещению. 

Установкой систем ВКС занимаются техники и АВ-менеджеры, но пользуются ими люди без специальных технических знаний. Поэтому, чтобы получить хороший звук без дополнительных затрат, использование алгоритмов цифровой обработки сигнала (DSP) обязательно. Все эксперты согласны с тем, что микрофоны следует располагать как можно ближе к источнику звука, и настаивают на необходимости применения специального процессора, который способен автоматически микшировать различные аудиосигналы, в т.ч. поступающие с телефонных линий.

Важная деталь аудиотракта любой системы ВКС — технология автоматического подавления эхо (Automatic Echo Cancellation, AEC), алгоритм, отличающий полезный сигнал (голос) от нежелательных (реверберация, отражения и прочие шумы). 

От точности настройки АЕС зависит качество связи. Необходимо удостовериться, что алгоритмы эхоподавления аудиопроцессора и видеокодека не конфликтуют между собой. Кроме того, нужно проверить, всё ли в порядке с AEC у вашего собеседника. Пользователям сложно понять, что эхо в его комнате возникает в результате неполадок на другом конце провода, при том, что у собеседника со звуком будет всё в порядке. 

Не стоит забывать и о том, что помещение должно быть грамотно выстроено с точки зрения физических параметров. Уровень фонового шума в помещении должен быть не выше -64 дБ/Па, его спектральная плотность не выше профиля NC30, а время реверберации не более RT60. Соблюдение этих условий упрощает работу аудиопроцессора, и звук в результате получается более чистым. 

Алгоритм автоматической регулировки усиления (Automatic Gain Control, AGC) — ещё один способ решения проблем со звуком и акустикой. Он «вытаскивает» голос из шумов, однако может «выдавать» не всегда приятные звуковые артефакты.

Необходимость получения качественного звука для ВКС снова возвращает нас в самое начало: какие микрофоны выбрать? Ненаправленные (другие названия: всенаправленные, круговые) микрофоны с одинаковой чувствительностью улавливают всё вокруг, направленные (кардиоидные) более чувствительны только в определённой зоне. В идеале у каждого выступающего должен быть свой микрофон, но это не всегда возможно.

Однако конечное звено любого звукового тракта, и системы ВКС не исключение — это громкоговорители. Крайние по счёту, но не последние по важности, плохие громкоговорители могут испортить впечатление от самого замечательного микрофона. Эксперты предостерегают: не стоит направлять громкоговорители прямо на микрофоны… В худшем случае эта «поза» породит нарастающий по громкости свист и вой, а в лучшем голос будет звучать глухо и неприятно: акустическая обратная связь сбивает с толку алгоритм подавления эха, в итоге получается искаженный звук.

Одни эксперты ратуют за «добротную систему передачи сигнала, составленную из качественных компонентов», в то время как другие высказываются в пользу разветвленной сети динамиков, равномерно расположенных по помещению. Третьи вообще не считают выбор громкоговорителей чем-то важным, а необходимым — только определенное их количество, чтобы равномерно озвучить помещение. 

Где же правда?

Следует помнить, что аудио, передаваемое по каналу видео-конференц-связи, по большему счету монофоническое, средней чёткости. Следовательно, громкоговорители должны быть достаточно качественными, но их число и расположение важнее, чем марка. У каждого специалиста свой набор ключевых принципов построения хорошей аудиосистемы для ВКС. Кто-то ставит во главу угла качество оборудования, кто-то делает ставку на софт, для кого-то важнее всего корректная акустика помещения. Мнений может быть много, но самое главное, чтобы звук в итоге всё-таки был хорошим, а заказчик — довольным.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
Яндекс.Метрика